Вашингтон.
Штаб-квартира ФБР.
Офис специального агента Фокса Малдера.

    X-Файлы. Русское дело Малдера.

    ......

    Поворот ручки входной двери предвосхитил легкий стук. Малдер нажал кнопку "пауза" на пульте управления слайд-проектора и повернул голову в сторону вошедшего.
    - Доброе утро, Скалли.
    - Здравствуй, Малдер.
    Напарница прошла к столу Фокса и поставила на него свой портфель. При этом Малдер поворачивался на кресле за ней, ожидая ее реакции на то изображение, которое проецировалось слайдоскопом на экран. Закинув руки за голову и откинувшись на спинку, Фокс с легкой улыбкой наблюдал за выражением лица Даны, которая, сложив руки на груди, со скептической ухмылкой, переводила взгляд с картинки на, довольного произведенной реакцией, напарника.
    - И что это такое?
    - Позволь ответить тебе вопросом на вопрос, Скалли. Что ты видишь?
    После минутной паузы Скалли осторожно сказала, что видит на экране женщину лет 75-80, сидящую в предмете, по внешнему виду напоминающем большой стакан, по цвету и фактуре материала (Скалли прищурилась) несомненно деревянном, и держащую в руках что-то отдаленно напоминающее швабру.
    - Прекрасно, Дана. Теперь я отвечу на твой вопрос.
    Фокс поднялся из кресла и подошел к экрану.
    - Это персонаж русских народных сказок, эпоса древней Руси. Называется, - Фокс шагнул к столу и взял в руки лист бумаги, - "Granny Yaga the scrawny leg". Прочтя название персонажа, Малдер щелкнул переключателем и перед агентами появился новый слайд, на котором была изображена все та же "Granny Yaga", но отдельно от средства передвижения.
    - Это, - Фокс ткнул пальцем в большой, с толстыми стенками, деревянный стакан, называется "stupa", а это, - палец уперся в метлу, - "pomelo"... Ступа служит Яге средством передвижения. Помело же используется для заметания следов, если верить источникам. Воровала детей.
    - С каких это пор ты занялся изучением литературного наследия России, Малдер? Времена были темные, культуры никакой: Язычество. Воровали детей для жертвоприношений, а то и для еды. А посмотри сам - Яга твоя вся черная какая-то. От сажи, говоришь? Может это выходец из племени какого-нибудь африканского на русской земле прижился: Домик на сваях поставил себе, да знай детишек ворует: В Африке полно этих: Канибалов.
    - Подожди, Дана, не торопись. Это еще не все, - Малдер поменял слайд и на сей раз Скалли увидела рисованное изображение ящера, по внешнему виду - из семейства диплодоков. Одно отличие этого экземпляра от тех, которых Дане приходилось видеть в палеонтологических музеях, состояло в наличии еще двух голов.
    - Мутант?
    - The Snake Gorynitch, Скалли, или, если удобнее - Dragon Gorynitch... Малдер поднял к глазам лист бумаги, который держал в руках и прочитал:
    - Имеет три головы, способен выдыхать огонь. По сюжету сказок - сжигал целые города.
    Скалли, бессильно опустив руки, села на стул.
    - Малдер, просто информация о когда-то живших на земле динозаврах дошла и до древней Руси - кости находили, останки: А желание приукрасить и преувеличить явилось причиной появления второй и третьей головы. А может и радиация какая-нибудь повлияла: Малдер, а где написано, что это был один ящер? Может они по трое ходили! Дышал огнем? Тоже объясню. Динозавры, в частности - такой, какого мы видим на рисунке, был, по сути, травоядным. В ходе процесса пищеварения вырабатывался метан, который мог найти путь из организма не только через обычное для этого дела отверстие, но и через рот, так скажем. А метан очень легко воспламеняется: Рыгнет, пардон, такая скотина, лесок и полыхнул: К тому же палеонтологи, изучая найденные образцы, склонны полагать, что тот же самый метан мог скапливаться в пустотах черепа динозавра - есть и такая версия, а потом, смешиваясь в определенной пропорции с воздухом, мог дать горючую смесь: Чихнет и:
    - Подожди, Дана, подожди! Тут у меня еще...
    - Еще?!
    - The Koschey Deadness...
    - Бог ты мой, Фокс, это еще кто?
    Вместо ответа Малдер щелкнул переключателем.
    С экрана на Скалли уставился субтильного вида мужичок с 50% дефицитом массы тела, одетый в костюм для Хеллуина - черное обтягивающее трико, еще более подчеркивающее его худобу, на котором были схематично нарисованы кости скелета. На лысой, шишковатой голове красовалось подобие короны, а в руках этот старикашка с трудом удерживал огромный двуручный меч с синусоидным лезвием. Такие мечи, точнее - стилизованные под древность сувениры, Скалли видела в магазинах, торгующих всякой дребеденью.
    - Что это за Koschey и почему он Deadness? - в голосе напарницы Малдер различил нескрываемый сарказм, - судя по виду он давным-давно должен был того...
    - Вот в этом-то все и дело, Скалли. Смерть его - в яйце...
    Скалли прыснула, но увидев, что Малдер меняется в лице, примирительно подняла руки и сделала вид, что внимательно слушает.
    - Так вот, Дана, в принципе, он смертен, но смерть его, как гласят древние предания...
    - Сказки.
    - Да, сказки... Смерть его - на кончике некоей иглы. Игла та находится в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц, - Малдер читал - сидит в сундуке.
    - А сундук?
    - А сундук висит на высоком дереве, прикованный к нему цепями. А еще Кощей девиц на выданье воровал для женитьбы.
    - Однако. Хочешь объясню?
    - Валяй.
    - Старый чудак, выживший из ума. Живет уединенно. Меч: Тогда все вооруженные ходили. Потомства нет. Добровольно никто наследника не родит. Вот и занимался похищениями. Смерть в яйце? А яйцо, по сути - в сундуке? Ясно, это некий очень ценный предмет для него. Сломали его - а у Кощея сердечко ек-ек, да и инфаркт от горя.
    - А еще есть один персонаж. Nightingale-robber.
    - Птица-грабитель? - брови Даны изумленно взметнулись вверх, - я знаю случаи, когда птицы хватали блестящие предметы и уносили их к себе в гнезда... - Скалли замолчала.
    На экране она увидела сидящего на дереве здоровенного, грязного и волосатого мужика с кривой турецкой саблей в руках.
    - Не "Птица-грабитель", Скалли, а "Соловей-разбойник".
    - Почему его так назвали?
    - Он жил в дремучем лесу и очень громко и страшно свистел, чем наводил ужас и панику на людей.
    - Я вижу, Малдер, ты нашел себе новое увлечение, - Скалли кивнула на книги, лежащие на столе, - Сказки читаешь?
    - Это наше новое дело, Скалли.
    - Как "Секретные материалы" связаны с древними сказаниями Руси, Малдер?
    - Очень просто, Дана. Садись, теперь я тебе все объясню. Тебе кофе налить?
    Получив утвердительный кивок головой, Малдер отвернулся к кофеварке и загремел чашками.
    - Начнем со Змея-Горыныча.
    Скалли взяла пульт слайдоскопа и вернулась на несколько кадров назад.
    - Ага, с этого трехголового, - Малдер поставил перед напарницей чашку горячего черного кофе, - итак, что мы имеем?
    Фокс пересел к себе за стол и открыл одну из книг, - начнем с самого названия этого... персонажа. Если обратиться к истории русской словесности вообще и вопросу словообразования в частности, то мы можем понять, что "Змей" - это имя, а "Горыныч" - отчество. Следуя логике - отчество в современном русском языке обозначает родство по отцовской линии, производную от имени отца. Например - "Петр" - "Петрович" и так далее. В древнеславянском же языке, в отсутствие информации об отце, отчество могло обозначать место, откуда человек был родом. В данном случае - существо, напоминающее динозавра. Какое имя получил этот Змей? Горыныч. От слова "Гора". То есть жил он в горах. Так как ландшафт древней Руси представлял собой фактически равнину, то Змей мог жить где? В районе Уральских гор.
    Скалли сидела затаив дыхание и слушала Малдера, изредка прихлебывая уже остывающий кофе.
    - Второе. Помнишь, Скалли, я сказал тебе, что он обладал способностью изрыгать огонь? Это еще одно доказательство того, что жить он мог только в горах. Живя в лесной местности, Горыныч спалил бы все вокруг. Живя в гораздо более пожаробезопасном горном районе, он убивал двух зайцев...
    - Он питался зайцами?
    - Нет, Скалли, это русская поговорка. Начитался, понимаешь... Продолжаем. Он сохранял свое жилье от огня, а учитывая, что на Руси все жили на равнине и в горы не совались по причине их труднодоступности - мог не бояться, что его увидят.
    - Очень интересная теория, Малдер.
    - Ерунда, Скалли, это цветочки. Дело в том, что Змей-Горыныч - это не живое существо.
    - А что же это? По-моему, существованию этого персонажа есть вполне разумное объяснение и я тебе его приводила:
    - Подожди, Дана, пожалуйста.
    Малдер повернул к Скалли схематично нарисованный силуэт Змея-Горыныча. Тело - круг, три трубы - головы с вырывающимся из них языками пламени и хвост - длинный и острый треугольничек с другой стороны. Скалли всмотрелась в этот рисунок и смутное беспокойство завладело ею.
    - Малдер... Это же...
    - Это космический корабль, Скалли, - Малдер, довольный произведенным эффектом, победно взирал на изумленную напарницу, - довольно примитивный, с современной точки зрения, но учти, когда создавались русские сказки... А теперь посмотрим на этот рисунок в движении, - Малдер повернул рисунок на 90 градусов и потянул его в свою сторону.
    - Это взлет, Малдер, - Скалли растерянно следила за действиями напарника.
    Малдер стал двигать рисунок к Дане.
    - А это посадка...
    - Ты знаешь, Скалли, о том, что есть и древнеиндийские трактаты, рассказывающие о том, что два древних индийских города были сожжены подобным образом и после того, как их развалины были обнаружены исследователями, уже в наше время, там нашли следы чрезвычайно сильного теплового воздействия? А про Содом и Гоморру ты знаешь и без меня. Как они были уничтожены? Божественным огнем с неба... Делай выводы.
    - Ты хочешь сказать, что все эти, - Скалли кивнула на проектор, - пришельцы?
    - Несомненно. Если "Змей" - их корабль, то где по логике вещей, они должны были посадку осуществить? Я не исключаю версии, что они попытались сесть где-нибудь в обитаемой части планеты, но спалив пару-тройку городов, убрались в горы, где полно площадок для посадки. А по логике древних славян - все, что движется - все живое. Другого не было. Ну и облекли в удобоваримую для них форму. Язычество, сама понимаешь. А устное народное творчество имеет тенденцию, будучи пересказываемым из уст в уста, обрастать домыслами.
    - А что ты думаешь о этой... Granny Yaga the scrawny leg?
    - Назовем ее для простоты Бабой Ягой. Я не сказал, что она жила в избушке на куриных ногах, в дремучем лесу?
    - Нет, Малдер, ты этого не говорил.
    - Так вот, место обитания - леса. Русь же - сплошная лесо-степная зона... А пришельцы, коли уж прилетели, должны же изучать зачатки цивилизации? Находясь в горах, это делать очень неудобно. Надо искать удобное место для вылазок - глухое, непроходимое, но для землян. Нашли такое место - леса. Во-вторых, надо же было где-то жить пришельцам? Помещение нужно? Нужно. Лаборатория по-нашему. Это и была Избушка на курьих ножках.
    Щелчок проектора - и Скалли увидела на экране грубо сработанный из толстых, неотесанных бревен, дом, маленькие оконца и две огромные куриные ноги, по размерам своим более похожие на ноги индейки. Домик стоял на них, как на сваях.
    - Та самая лаборатория, - Малдер посмотрел на Скалли, но дополнительных вопросов с ее стороны не последовало, - особенность этого предмета кроется в том, что в состоянии покоя вход в избу повернут в сторону леса, а в случае, если кто-либо покой потревожит, изба поворачивается к источнику опасности, так гласят тексты. Я же думаю вот как, Скалли. Это некий механизм, типа отъезжающей в сторону двери, скрывает проход, а при необходимости - отъезжает в сторону. Для древнего человека, только-только начинающего осознавать себя, это может показаться визуальной иллюзией - что объект вертится. А если не замыкаться на входе, то мы без труда вспомним с десяток свидетельств очевидцев, в которых говориться о горизонтальном вращении неопознанных летающих объектов. Далее - смутившие тебя куриные ноги. Давай нарисуем их схематично, - Малдер взял карандаш и набросал несколько отрезков, соединяющихся в двух точках.
    Как выглядят куриные ноги? Тонкие, угловатые... А это, - Фокс ткнул в рисунок, - трубчатые металлические конструкции, посадочные приспособления. Аналогичные вещи использовали даже мы, земляне, при посадке на Луну. Вспомни конструкции посадочных модулей. Самое простое - полозья у вертолета, Скалли, и найди аналог. Что мог видеть далекий предок, живший в племени, занимающийся земледелием и разводящий живность? На что ему показались похожими посадочные конструкции? Какие параллели он мог провести для объяснения? Вот тебе и ответ...
    - А про старушку забыли, Малдер.
    - Да нет, Дана, не забыли. Поехали дальше. Живет, значит, пришелец в лесу. А аборигены, земляне то есть - на равнине. Для исследования образцов надо одного-двух захватить. Пешком пойдет этот пришелец? Попросит первого встречного землянина - "Пойдем со мной, брат по разуму!"... Не-е... Землянин и дубиной по голове хватить может. Значит, надо неожиданно хватать самого слабого землянина и транспортом обладать для перевозки на базу - в Избу. Вот и садится Яга в индивидуальный модуль и шурует в деревню, где хватает кого?
    - Старика. Беспомощного и неопасного.
    - Ребенка, Скалли, ребенка... Подобными прецедентами изобилуют сказки, Дана. Бабу Ягу хлебом не корми - дай пацана или девчушку похитить. Есть такая сказка, Скалли, "Гуси-лебеди" называется. Там некие летающие механизмы, против которых люди были бессильны, похищают маленького мальчика. По размерам и примерным тактико-техническим данным эти механизмы сильно напоминают современные беспилотные летательные аппараты - скоростью, высотой полета... Один работает на поиск, захват образца и его удержание в ходе транспортировки, а два-три других - охрана и сопровождение, а может быть тоже на сбор образцов, одного нашли, других искали, да не было больше. Как тебе такая версия? Попадает мальчик в избу-лабораторию. Что с ним делают? Изучают. Мы, Скалли, когда что-то изучаем, какие процедуры проводим? Рентген, образцы, то, се... И инопланетяне изучали. Помещали образец, мальчика то бишь, в какую-нибудь штуку и смотрели что и как. В эпосе древнерусском Баба Яга ела детей, сажая их в печку предварительно. Может оно и так, но не ела она их... Погибали они, вполне возможно, от тестов и опытов... Ну и не печка эта была. А типа тестера, пробирки... Комплексное изучение...
    - Малдер, а эта штука, на которой она летала - ступа, ты ее как идентифицируешь? И швабра у нее в руках всегда?
    - Модуль он и есть модуль, а вот со шваброй дело сложнее. Это может быть антенна для связи с базой. Смотри сюда, Дана.
    Малдер нарисовал электротехническую схему антенны - один в один редкая, растрепанная метла...
    - Да, Малдер, идея потрясающая: А что же дальше? Кого мы забыли?
    - Забыли Кощея Бессмертного. И его смерть, которая в яйце-утке-зайце-сундуке.
    - И как ты объяснишь его бессмертие? И почему у него вообще такая своеобразная внешность?
    - Очень просто. Давай еще раз вспомним Бабу Ягу - костяную ногу. Они с Кощеем очень похожи, ты не заметила, Дана?
    - Оба уже пенсионного, если можно так сказать, возраста:
    - Правильно. А что еще?
    - Сдаюсь, Малдер. Сухенькие оба, дистрофичные: Но это понятно - возраст:
    - Вот оно! Ты права, Скалли. Оба отличаются неестественной худобой. А давай проведем ассоциативный ряд с точки зрения наших пращуров - худоба - слабость - немощность - старость. Вот тебе объяснение того, почему их изображают стариками. Еще какой момент есть в этом интересный - обрати внимание, что у обоих персонажей акцент идет на кости. У Яги - костяная нога, а Кощей вообще, как сказано в сказке - "из одних костей". Давай нарисуем:
    Малдер подвинул к себе чистый лист и быстро набросал человечка - голова кружочком, прямоугольник - корпус, палочки суставчатые - руки и ноги.
    - Ну и что? Скалли не увидела в этом рисунке ничего сверх-гениального, что бы просто и доступно объяснило, почему Кощея изображают всегда таким костлявым.
    - Скалли, ну это же очень просто, - с этими словами Малдер вынул из-под книг цветную фотографию человекообразного робота - тонкие стержни и трубочки, гидравлика и пневматика.
    - Ты считаешь, что и Кощей, и Яга - роботы?
    - Про Кощея уверен на 100%, а про Ягу - только на 50:
    - И что с Кощеем?
    - Как ты видишь, Дана, моя уверенность в том, что Кощей это ни кто иной, как автомат, держится на двух предположениях. Первое - внешний вид. Косточками были названы металлические детали, составляющие "тело". А второе - его бессмертие. То есть наличие его смерти в таком экзотическом виде. Давай рассмотрим это детально. Раз Кощей - робот, то у него наверняка есть источник питания.
    - Игла в яйце, да еще так далеко - на дереве в сундуке, на источник питания не тянет. Батарейка должна быть или аккумулятор:
    - Молодец, Скалли, в самую точку. Но игла - это антенна. Приемо-передающий модуль. Как робот, Кощей вряд ли полностью автономно мог действовать на планете - им должны были командовать, управлять. По команде он делал то, делал это: Кстати, он имел привычку такую нехорошую, о которой я уже говорил - похищал молодых девушек. Как правило, в сказках это выглядело как похищение неких Елен-прекрасных, женщин в самом соку, так сказать, готовых к даче потомства. Причем похищал он их именно с этой целью - жениться. Делать это он, естественно, не мог, но вот проводить опыты по искусственному оплодотворению - вполне. Игла-то у нас где, Скалли? Высоко на дереве. А дерево на высокой скале. Это же ретранслятор. Для того, что бы охватить максимальную зону, надо антенну вывести как можно выше! Что и было сделано с этой самой иглой. Ведь что эта игла из себя представляет? Металлический стержень. А как его наиболее удобно назвать человеку, который технику узнал только через много-много веков? На что похоже? На иголку: А сло
    мать иглу, сломать антенну - это нарушить канал связи. И все, нет обмена данными между Кощеем и кем-то еще, будем назвать это "Базой" - остановился Кощей. Робот-то как действует - есть команда - пошел. Нет команды - стоит. Кощей и встал. Возможно - упал. Обездвижился. Умер, по-просту.
    - А почему такая сложная схема хранения этого ретранслятора?
    - Ну как сложная: Передвижная. Мобильная. Перевозят сами - в сундуке. Если же по земле надо перетащить - механизм есть, названный зайцем. По воздуху - летательный аппарат: Да и в целях обеспечения безопасности - может сама местоположение изменить, наверное:
    - Малдер, ты гений. Но почему с Бобой Ягой ты только на 50% уверен в том, что она тоже механизм?
    - А я не знаю, почему так четко определена половая принадлежность. Кощей - мужик, Яга, соответственно - баба. Может только потому, что Яга на детях специализировалась? Кто обычно детьми занимается? Женщины: А может это были вообще другие инопланетяне? И этот вид более на женщин походил? Не знаю: Остался один персонаж. Птица-грабитель, как ты говоришь, Скалли.
    - Жду с нетерпением.
    - Жил, опять же, в лесах. По информации, грабил путников и купцов. Как это происходило: идет человек, а Соловей-разбойник ка-а-а-а-к свистнет! Да так, что трава, цитирую, пригибается, да люди, испугавшись страшно, бегут все побросав, прочь.
    - Ну, Малдер, разбойников и в то время хватало. Сидит себе на дереве такой, ждет, когда путник одинокий внизу пройдет. А свист - сигнал к нападению для подельников. Все просто. Обычный грабитель.
    - Да нет, Скалли, в другом контексте меня бы и устроило твое объяснение, но только не сейчас. Ведь в сказках как - начинается все со свиста, после чего люди все бросают и в ужасе убегают. Свист - вот ответ ко всему. Свист различной тональности - звук высокой частоты. Микрофон к динамику поднеси, что услышишь? Свист громкий. В случае с Соловьем-разбойником все несколько сложнее - начиная с обычного, так сказать, звука, он переходил постепенно на ультразвук определенной частоты, который вызывает безотчетный страх у человека. А если взглянуть на вещи шире, то начинать он мог и с инфразвука, так же, как и ультразвук, ухом не слышного, но воздействующего на человеческий организм - человеку, попавшему под воздействие инфразвука, становиться физически плохо. Вот и пригибались к земле, падали и лежали кони, люди - не от ветра, а от воздействия инфразвука. А этот Соловей с инфразвука на ультразвук переходит и добивается результата необходимого.
    - Но он же грабитель? Такие сложности для того, что бы завладеть вещами одиноких путников и купцов? Часто ли по тем дорогам, где он орудовал, кто-то ходил из боязни на него нарваться? Стоила ли игра свечь, Малдер? Неувязочка.
    - Все бы ничего, Скалли, да вот только не грабителем-разбойником Соловей был. Он был сторожем. Он просто не пускал людей туда, куда им ходить не надо было. Туда, где находилась база пришельцев, к примеру: А вещи брошенные: Тоже вполне могли быть интересны исследователям с точки зрения показателя развития цивилизации:
    - И что с ним стало, с этим Соловьем-разбойником, Малдер?
    - Уничтожили. Близко к нему не подобраться было - мало того, что на дереве сидел, так еще и издалека начинал: Не иначе - датчики движения стояли или еще какая-нибудь аппаратура слежения: Так вот, некий Илья-Муромец, герой русский, из лука подбил, дистанционно: Сломал. Оторвал от дерева и привез князю, шефу своему. А потом, как в сказке говорится - отрубили ему, Соловью, голову.
    - Так это же механизм был, генератор звука: Динамик отрубили, что ли?
    - В древности все считалось живым: Высек же Московский князь вечевой колокол Новгородский в знак упразднения независимости Новгорода в каком-то там веке:
    - Малдер, да тебе пора переходить в русский отдел: Ты прямо экспертом стал по России. Так что мы будем делать-то, Фокс?
    - Как что, Скалли? - изумлению Фокса не было предела, - надо ехать:
    - Час от часу не легче, Фокс: Зачем? Это же сказки, и ты сам не хуже меня понимаешь, что свидетелей, - Скалли закашлялась, - нету:
    - Я понимаю, Дана, что если Горыныч не улетел, то заржавел где-то в горах Урала. Кощей, если на запчасти не растащили, тоже сгнил уже давно: Хотя: Если подумать -он был сделан на века, все-таки: Не зря же его "Бессмертным" назвали. Да и плюс планета слабо изучена была, соответственно расчитан был на экстремальные условия: Может и лежит где-нибудь гаечка или болтик. Баба Яга тоже: С Соловьем-разбойником еще "при жизни" разобрались: Кстати, я вспомнил: - Малдер стал лихорадочно рыться в книгах и бумагах на столе. Две или три книжки с глухим стуком упали при этом на пол.
    - А, вот, нашел, - Фокс развернул книгу перед носом Скалли, - смотри: Тут сказано, что по дороге к князю, Илья Муромец использовал возможности Соловья-разбойника против некоего отряда татаро-монгол, пришедшего за данью. А сроки, когда Русь находилась под игом татаро-монгольским, нам точно известны! Это же 1220 - 1480 годы: Не так уж давно:
    - Малдер, это же 13-15 век:
    - Я все же надеюсь, что что-то могло остаться.
    Скалли судорожно сглотнула, - и?
    - Мы едем в Россию, Дана, - с этими словами Малдер шлепнул на крышку стола два билета на самолет.

    Продолжение, может быть, последует:





    *************************************

    dima@extech.ru